Лента новостей
Статья13 июля , 09:36

Приводил «языков» и обращал фашистов в бегство уроженец инжавинского села

Пётр Михайлович Распопов прошёл почти всю Великую Отечественную войну. За отвагу и мужество, решительные действия во время выполнения боевых задач он удостоен звания Героя Советского Союза.

Документы Петра Распопова в Инжавинском краеведческом музее
Документы Петра Распопова в Инжавинском краеведческом музееФото: Инжавинский краеведческий музей

Несколько поколений жителей Инжавинского округа хранят память о девяти земляках, удостоенных звания Героя Светского Союза за героические подвиги во имя свободы Родины в годы Великой Отечественной войны. Один из них — Пётр Михайлович Распопов из села Калугино.

Ушёл на фронт добровольцем

Пётр Михайлович родился 25 декабря 1911 года. В селе, где жизнь текла тихо и размеренно, он рос подвижным, смышлёным мальчишкой, которой отличали трудолюбие и твёрдость характера. В местной школе получил неполное среднее образование и пошёл работать в колхоз «Путь Ильича». 

В 1934 году Петра Распопова призвали в Рабоче-крестьянскую Красную армию. Отслужив два года, молодой человек вернулся в родное село, в родной колхоз. Там он вначале работал бригадиром, а в начале 1940-х годов стал председателем.

В первый день Великой Отечественной войны Пётр Распопов пришёл в Инжавинский райвоенкомат и твёрдо заявил: «Пойду на фронт добровольцем!». Решительно настроенного парня  направили на станцию Рада, где на базе 39-го запасного стрелкового полка 3-й запасной стрелковой бригады шло формирование маршевых рот для отправки на фронт. Офицеров катастрофически не хватало, и имевшего опыт армейской службы Распопова назначили командиром пулемётного взвода. В июле 1941 года в составе сформированной из жителей Тамбовской области роты Пётр Михайлович убыл на Западный фронт. 

Память героя-земляка увековечили в селе Калугино
Память героя-земляка увековечили в селе КалугиноФото: Инна Гущина

Фронтовыми дорогами

Участие в Смоленском сражении, в оборонительной фазе битвы за Москву… С первых дней на фронте уроженец Калугино видел беспощадный огонь Великой Отечественной войны.

Ранней зимой 1941 года дивизию, в составе которой воевал Пётр Распопов, вывели на доукомплектование в резерв Брянского фронта, а его самого направили учиться на кавалерийские курсы среднего начсостава.

В феврале 1943 года младшего лейтенанта Распопова назначили на должность командира сабельного взвода в 103-й кавалерийский полк 20-й горно-кавалерийской дивизии. Незадолго до этого её вывели в резерв для пополнения после сорокадневного рейда по тылам врага. В этом полку наш земляк прошёл фронтовыми дорогами до конца войны, освобождал Калач, Бахмач, Чернигов, Гомель и другие населённые пункты, вёл бои на польской земле.

В середине июля 1943-го дивизия вернулась на фронт, а в начале сентября её вновь бросили в прорыв с задачей выйти в тыл немецких войск и перерезать коммуникации врага. Форсировав Десну и захватив плацдарм на правом берегу реки, перерезав важнейшую для противника железнодорожную магистраль, в течение четырёх дней кавалеристы стойко удерживали занятые рубежи. 

Спустя два месяца года сабельный взвод гвардии младшего лейтенанта Распопова держал оборону у брянской деревни Рековичи. В один из дней фашисты предприняли на его участке ночную атаку, но вместе со своими бойцами Распопов отразил нападение врага. Он лично уничтожил в бою 10 гитлеровцев, захватил ручной пулемёт и взял в плен его расчёт. 

Медаль «За отвагу» стала первой фронтовой наградой Петра Распопова
Медаль «За отвагу» стала первой фронтовой наградой Петра РаспоповаФото: atributicastore.ru

Две награды

Спустя несколько часов фашисты подтянули к Рековичам 12 танков, и вновь началась яростная атака врага. Но на их пути встали расчёты противотанковых ружей. Ими командовал Пётр Распопов. Когда в бою один из расчётов погиб, он схватил противотанковое ружье и в упор подбил два танка с чёрными крестами. 

В тот день план немцев провалился, они были вынуждены повернуть обратно. Расчёты противотанковых ружей Распопова удержали важный рубеж на плацдарме. За это грудь отважного уроженца инжавинской земли украсила первая награда — медаль «За отвагу». 

В последний день сентября 1943 года кавалеристы форсировали реку Сож, а затем захватили плацдарм на его правом берегу. В тех боях Пётр Михайлович получил ранение. Но из строя выбыл ненадолго, уже к ноябрю вновь вернулся к боевым товарищам.

Весной 44-го Пётр Распопов вновь отличился в бою. При проведении Полесской наступательной операции в районе деревни Тучки превосходящими силами фашисты контратаковали кавалеристов. Распопов ринулся навстречу врагу. Шквальным огнём из пулемёта он не только обратил немцев в бегство, но и уничтожил свыше 40 гитлеровцев. Был ранен, но не покинул строй. Подвиг Петра Распопова в этих боях отметили Красной Звездой.

Советские солдаты у стен Рейхстага.
Советские солдаты у стен Рейхстага.Фото: waralbum.ru

За длинным «языком»

Со второй половины января 1945 года Пётр Распопов командовал разведвзводом. В один из дней группа Распопова получила задание командования уточнить боевую обстановку в районе станции Линде.

— Командованию корпуса нужны были данные о расположении противника. Добыть их - задача разведчиков. Несколько попыток взять «языков» не увенчались успехом. А сведения были, ох, как необходимы! Тогда командир корпуса генерал Курсаков приказал любой ценой добыть «языка»,
вспоминал фронтовик.

Со своей группой Пётр Распопов пробрался в тыл врага.

— С рассветом мы вышли на просёлочную дорогу. Километрах в трёх виднелся населённый пункт. Мы остановились на дороге. Никто не мог бы и подумать, что мы советские разведчики: все мы были одеты в немецкую форму, поверх неё у каждого из нас были маскировочные немецкие халаты. В голове колонны вместе со мной шли старший сержант Щетинин и старшина Котов. Они немного говорили по-немецки. Вдруг из-за поворота показался немецкий солдат. Он шёл нам навстречу. Мы его подпустили к себе и схватили. Допросили. Он сказал, что в населённом пункте, откуда шёл, расположено много немецких подразделений. А в другом, километрах в десяти от этого селения, — штаб немецкой пехотной дивизии. Пленный немец также сказал, что в этот населённый пункт часто приезжают легковые автомашины с офицерами и указал, где находится дорога, по которой ездят эти машины. Я решил устроить засаду и захватить «длинного языка», то есть офицера, желательно чином повыше,
тот день Пётр Распопов запомнил до мелочей.
Советские разведчики в бою. Боец бросает гранату РГ-42. 2-й Белорусский фронт
Советские разведчики в бою. Боец бросает гранату РГ-42. 2-й Белорусский фронтФото: waralbum.ru

Ценные сведения

— Вот немецкая машины вынырнула из-за поворота и, несколько сбавив ход, вновь стала набирать скорость. Когда она оказалась всего в нескольких десятках метров от места нашей засады, я дал сигнал, и тотчас один из разведчиков рванул за шнур. Заранее подпиленная сосна рухнула и перегородила путь машине. Шофер-немец резко затормозил, и машина остановилась рядом с поваленным деревом. Немцы, видимо, сообразили в чём дело, но было поздно. Одиннадцать разведчиков уже подскочили к машине. Мы схватили немцев, связали, заткнули кляпы в рот, набросили на них сети. Окружив пленных плотным кольцом, потащили их вглубь леса. Я увидел на одном из захваченных полковничьи погоны,
говорил Пётр Распопов.

Советские разведчики привели четверых «языков». В полевой сумке взятого в плен полковника оказались бумаги с обозначением переднего края советских войск и фашистов, огневых точек противника. Добытые сведения и показания пленного полковника сыграли важную роль в проведении очередной операции частей корпуса. За эту операцию Пётра Михайлович получил ещё одну награду — орден Красного Знамени.

Пётр Михайлович Распопов у стен краеведческого музея в Инжавино
Пётр Михайлович Распопов у стен краеведческого музея в ИнжавиноФото: Инжавинский краеведческий музей

«Вперёд, смельчаки!»

«В прошедших боевых действиях полка на р. Сож был ранен, не вышел с поля боя д потери сознания — взводом командовал. В боевых действиях полка за овладение городом Бромберг перед ним была поставлена задача: первым ворваться в траншеи противника, подавить огонь миномётного расчёта. Рискуя жизнью, во главе своего взвода ворвался в траншеи противника, уничтожил 2 миномётных расчёта с их миномётами и до 30 автоматчиков. В этом же бою огнём ружей ПТР взвода подбил до 5 автомашин противника, сам лично из автомата в упор расстрелял 5 немецких солдат. Во главе своего взвода атаковал обоз противника, в результате обоз численностью до 85 повозок был остановлен. С первых дней командования разведвзводом показал себя смелым, отчаянным, настойчивым разведчиком, — рассказал в наградном листе о герое подполковник Журба.

За несколько дней до окончания Великой Отечественной войны Пётр Распопов вновь отправился в тыл врага. Там группу наших разведчиков встретили фашисты. Во время завязавшегося боя Пётр Распопов получил ранение в голову, потерял правый глаз. 

— В последнем бою на подступах к Берлину, идя в разведку со взводом, после тяжёлого ранения упал на землю с призывом: «Вперёд, смельчаки, путь обеспечить!
вспоминал о тех событиях командир 59-го гвардейского кавалерийского Краснознамённого ордена Александра Невского полка гвардии подполковник Пётр Журба.
Имя Героя Советского Союза выбито на одной из стел мемориала в центре рабочего посёлка Инжавино
Имя Героя Советского Союза выбито на одной из стел мемориала в центре рабочего посёлка ИнжавиноФото: Инна Гущина

В истории его имя навек

На госпитальной койке отважный разведчик провёл около пяти месяцев, но медицина оказалась бессильна. Он полностью утратил зрение.

За доблесть и мужество 31 мая 1945 года Петру Михайловичу присвоили звание Героя Советского Союза. 

Осенью 1945 года Пётр Распопов вернулся на родину и обосновался в посёлке Инжавино. Руководил в районе организацией общества слепых, был членом Президиума Тамбовской областной организации Всесоюзного общества слепых, избирался в районный Совет депутатов трудящихся. Последние годы жизни Пётр Михайлович провёл в Тамбове. Его не стало 14 декабря 1976 года. Похоронили героя на Воздвиженском кладбище областного центра.

На родной Тамбовщине увековечили память о Герое Советского Союза. На стене многоквартирного дома по улице Пионерской в городе Тамбове, где в последние годы жил Пётр Михайлович, установили мемориальную доску. Его именем названа одна из улиц в рабочем посёлке Инжавино.

Автор:Инна Гущина