Лента новостей
Статья3 мая , 15:15

На «летающем танке» громил фашистов инжавинский лётчик-штурмовик

Уроженец инжавинской земли Николай Васильевич Максимов за время участия в Великой Отечественной войне совершил свыше сотни успешных боевых вылетов на штурмовку скоплений боевой техники и живой силы фашистов, нанеся противнику большие потери.

Николай Васильевич Максимов
Николай Васильевич МаксимовФото: архив Инжавинского краеведческого музея

«Там, где Максимов, победа обеспечена» — с такими словами шли в бой с немецко-фашистскими захватчиками лётчики 624-го штурмового авиационного полка 308-й штурмовой авиадивизии 3-го штурмового авиакорпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. Примером мужества и отваги для них был однополчанин капитан Максимов из Инжавинского района.

По спецнабору

Николай Васильевич Максимов родился 10 декабря 1915 года в деревне Куприяновка Инжавинского района в обычной крестьянской семье. Окончил семилетку, затем два курса техникума механизации сельского хозяйства в Тамбове. Оттуда в августе 1936 году по специальному набору Центрального Комитета комсомола молодого человека направили на учёбу в Качинскую военную авиационную школу лётчиков. 

После выпуска в декабре 1938-го Николай получил назначение лётчиком-инструктором Мелитопольского военного авиационного училища лётнабов и штурманов. За время своей службы там он подготовил 60 отличных штурманов бомбардировочной авиации.

Первые боевые вылеты на фронтах Великой Отечественной войны уроженец Куприяновки совершил осенью 1942 года. В должности заместителя командира авиаэскадрильи 672-го штурмового авиаполка участвовал в битве за Кавказ.

Самолёты Ил-2
Самолёты Ил-2Фото: waralbum.ru

На «летающем танке»

В годы Великой Отечественной войны советские самолёты-штурмовики «илы» называли «летающими танками». Они появлялись там, где труднее всего, где нужно расчистить дорогу пехоте, нанести неожиданный удар с воздуха по противнику. Вот на таком «танке» и летал инжавинец Николай Максимов. 

Начав войну заместителем командира авиаэскадрильи, Николай Васильевич дослужился до штурмана 624-го штурмового авиационного полка. Он мастерски водил на боевые задания группы и эшелоны, чётко выполняя поставленные задачи в любых условиях. Воевал на Брянском, 2-м и 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в Орловской, Брянской и ещё десятке важных операций.

Свою первую награду — орден Красного Знамени — воздушный боец получил за мужество при ликвидации орловского плацдарма врага. Он совершил более 50 вылетов ведущим групп от 6 до 24 самолётов. Второй боевой наградой Николая Максимова стал орден Александра Невского.

«Что такое лётчик-штурмовик на войне, сложно объяснить. Каждый вылет на штурмовку скоплений живой силы и боевой техники противника был подвигом. Ил-2 зачастую приходилось снижаться до предельной высоты в несколько десятков метров. Тогда штурмовик неминуемо попадал под огонь всех видов оружия… Самолёт был бронированный, но и зенитных пушек у немцев было очень много, включая многоствольные. Порою на сплошную стену зенитного огня шли наши Ил-2, а сверху к тому же часто атаковали вражеские истребители… На фронте Николай Васильевич разработал новые тактические приёмы атаки врага, в частности против немецких бомбардировщиков Ю-87, а также методику боя с полной бомбовой нагрузкой собственного самолёта», — рассказывал в очерке «Штурмовик-истребитель» в газете «Рабочая трибуна» В. Петров.

Наградной лист Николая Васильевича Максимова
Наградной лист Николая Васильевича МаксимоваФото: сайт «Память народа»

Где он, там победа

Всего за фронтовую жизнь Николай Максимов на самолёте ИЛ-2 совершил 159 успешных боевых вылетов.

«Капитан Максимов является мастером вождения групп Ил-2 на боевые задания в сложных метеорологических условиях. Лётчики всегда охотно идут в бой под его командованием и считают: «Там, где капитан Максимов, победа обеспечена», — рассказывают строки одного из наградных листов лётчика-штурмовика Максимова.

— 8 августа 1944 года мне было приказано группой 12 Ил-2 под прикрытием 6 Як-1 нанести удар по танкам и живой силе противника, введённым в прорыв южнее Вильковишкис. При подходе к цели на высоте 950-1050 метров я заметил группу вражеских самолётов Ю-87 в сопровождении небольшого количества истребителей. Группа, как впоследствии было установлено, состояла из 28 Ю-87, 4 ФВ-190 и 2 Me-109. Посты ВНОС наблюдать вражеские самолёты, очевидно, не смогли — мешала облачность (на высоте 600-700 метров составляла 5-6 баллов). Со станции наведения никаких предупреждений о приближении вражеской группы не было; они передавали, что всё спокойно,
рассказывал об одном из боёв фронтовик.
Орден Красное Знамя — одна из наград Николая Максимова
Орден Красное Знамя — одна из наград Николая МаксимоваФото: falerist.com

Николай Максимов сообщил свои наблюдения на станцию наведения, но ответная радиограмма задерживалась. 

— Я решил во что бы то ни стало не допустить вражеские самолёты к цели, не дать им возможности сбросить бомбы на боевые порядки наших войск, и прекратил заход на цель. Чтобы не терять времени, я повёл свою группу с бомбовой нагрузкой в лобовую атаку против вражеских бомбардировщиков. Об этом я передал на станцию наведения, предупредив свою группу. Истребителям сопровождения приказал связать истребителей противника. Перед самой атакой, когда я уже находился на территории противника, получил ответ со станции наведения, подтверждающий правильность моих действий. Моя группа находилась на 75-100 метров ниже вражеской в боевом порядке шестёрок в правом «пеленге». При сближении я увеличил скорость до максимальной. Не доходя 500-600 метров, я сделал «горку» и с дистанции 200-300 метров открыл огонь из всех огневых точек. Моему примеру последовали все лётчики. Атака была неожиданной, и вражеская группа была застигнута в плотном строю. В первой лобовой атаке нам удалось сбить 3 Ю-87. Из некоторых самолётов противника посыпались бомбы. Вся группа беспорядочно один за одним стала уходить от нас пикированием и разгружаться от бомб на головы своих противников,
вспоминал Николай Максимов.
Штурмовик ИЛ-2 готовится к боевому вылету.
Штурмовик ИЛ-2 готовится к боевому вылету. Фото: waralbum.ru

Награда за номером 8000

Фронтовая доблесть капитана Николая Максимова была отмечена двумя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, Отечественной войны I степени, медалью «За боевые заслуги» и другими наградами. 27 июня 1945 года за «мужество и героизм, проявленные при уничтожении живой силы и техники противника», за воинскую доблесть он был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 8000.

После провозглашения Победы отважный лётчик-штурмовик продолжил служить командиром авиаэскадрильи штурмового авиаполка в Группе советских войск в Германии. В 1946 году Николай Максимов окончил Высшую офицерскую школу штурманов ВВС, служил лётчиком-инспектором по технике пилотирования штурмовой авиадивизии в Прикарпатском военном округе. В 1951 году стал выпускником Военно-воздушной академии и занял должность заместителя начальника Шадринского военного авиационного училища по лётной подготовке. Он мог бы ещё очень много успеть в своей жизни, если бы не трагедия. 8 марта 1952 года жизнь подполковника Николая Максимова оборвалась. При исполнении служебных обязанностей он погиб в авиакатастрофе. Похоронили героя на кладбище села Бада Хилокского района Забайкальского края.

Могила Героя Советского Союза Николая Максимова в селе Бада
Могила Героя Советского Союза Николая Максимова в селе БадаФото: khilokmuseum.ru

В память об отважном земляке в рабочем посёлке Инжавино назвали одну из улиц. Его имя выбито на мемориале у Вечного огня на Аллее славы окружного центра и на памятной плите в центре посёлка Землянский.

Мемориальная плита в посёлке Землянский
Мемориальная плита в посёлке ЗемлянскийФото: Инна Гущина
Автор:Инна Гущина