Мемориал «Огонь Славы» в рабочем посёлке Инжавино — особое место гордости, примера мужества и отваги. На гранитных плитах здесь увековечена память нескольких сотен земляков, проявивших стойкость и отвагу при защите Родины от немецко-фашистских захватчиков.
Особое место у Вечного огня занимают плиты с девятью именами уроженцев округа, чей ратный подвиг был удостоен высшей степени отличия. Одно из них — уроженца села Балыклей Ивана Семёновича Мельникова.
Будущий старший лётчик-наблюдатель 98-го гвардейского отдельного разведывательного авиационного Висленского полка майор Мельников появился на свет 4 сентября 1914 года в семье крестьян-бедняков. Когда мальчику было четыре года, его отец ушёл защищать страну Советов от интервентов. В 1919 году он погиб в боях. Двоих оставшихся без отца малолетних детей мать воспитывала одна.
С раннего возраста Ваня Мельников имел пытливый ум, стремление к знаниям. В родном Балыклее он получил начальное образование, затем поступил в школу в селе Инжавино. Учась там с 5 по 7 класс, ежедневно, и в дождь, и в снег, мальчик преодолевал путь в несколько километров от дома до школы и обратно.
В 16 лет Иван Мельников пришёл на работу в колхоз имени Тельмана. Вступил в комсомол, включился в общественную деятельность и вскоре стал секретарём сельского Совета. Как одного из грамотных комсомольцев в 1932 году его послали на краткосрочные педагогические курсы в Кирсанов. Работать молодой учитель вернулся на родину — законы педагогики он постигал, стоя с указкой у доски начальной школы села Семёновка.
В 1935 году Инжавинский райком комсомола дал Ивану путёвку на поступление в военное училище. В 1938 году молодой человек выпустился из Рязанского военного пехотного училища.
Стране тогда были очень нужны кадры для советской авиации, и в 1939 году Ивана вновь направили на учёбу. На этот раз в Харьковское военное авиационное училище. Ещё два года Мельников упорно постигал военную науку. С дипломом лётчика-штурмана, в звании лейтенанта его направили на службу в строевые части Красной армии. Шёл 1941 год.
В должности штурмана экипажа, звена, эскадрильи он летал на самолётах «Пе-2» (воздушные машины получили такое название в честь конструктора Петлякова). Экипаж состоял из лётчика, штурмана и стрелка-радиста.
Только за три первых месяца он сделал более десяти боевых вылетов, нанося бомбовых удар по скоплению танков, живой силы противника в районе Львова, Перемышля, Киева и других городов.
В полной мере военное мастерство Ивана Мельникова проявилось в воздушных сражениях за Москву. Они были кровопролитные. На боевые задания советские лётчики вылетали несколько раз в день.
Яростно сражался с противником Иван Мельников в полку скоростных бомбардировщиков. Но в борьбе с врагом требовались и другие военные специалисты. В начале 1942 года Мельникова направили осваивать новое авиационное оборудование, мастерство управления самолётами новых марок.
В марте 1943 года он вернулся на фронт как дальний воздушный разведчик — сражался с врагом в составе действующей армии, в 4-м отдельном авиационном полку дальней разведки. Воевал на Центральном и 1-м Украинском фронтах. На самолётах «Пе-2» и «Пе-3 бис» совершил более 200 вылетов на разведку и бомбометание фашистов и их военных объектов.
По воспоминаниям однополчан с первых дней в авиаполку Иван Мельников показал себя штурманом-разведчиком высокого класса.
Вот что рассказал журналистам газеты «Инжавинский вестник» в 1995 году бывший начальник разведки 4-го полка дальних разведчиков гвардии полковник Копылов:
— Нужно сказать, что штурман в разведывательной авиации — это главная фигура в боевых действиях, в добыче самых разнообразных сведений о противнике, как-то: расположение боевых частей противника на линии фронта и в тылу; скопление войск противника в глубоком тылу его расположения в пределах 300-400 км его резервов; установление линии обороны противника и его огневой системы; подход войск противника из глубины к линии фронта.
Наиболее важная и опасная задача — это установление базирования авиации противника на его аэродромах. Найти эти аэродромы — это не так просто. Нужно узнать количество и тип самолётов противника, прикрытие аэродромов средствами противовоздушной обороны, защитной артиллерии, маскировку аэродромов и самолётов в местах их стоянки. Кроме того, разведчиков интересует всё, что делается в тылу врага, что представляет ценность для командования, а именно: железнодорожные перевозки и работа промышленности противника.
Все эти задачи входили в обязанности экипажа разведчика и, главное, что основная роль в выполнении их ложится на штурмана, который обязан увидеть, обязательно сфотографировать, что увидел (а для этого у штурмана имелись один-два фотоаппарата, которыми экипаж способен сфотографировать местность шириной 3-4 км и длиной до 300-350 км).
На аэрофотосъёмку Мельников летал не только с лучшими, опытными лётками, но и с молодыми. Обладая большим опытом, он учил их, как лучше выполнить боевую задачу.
«Иван Семёнович был человеком большой души. Он никогда не говорил, что сделал больше других, что сделал что-то выдающееся, героическое (хотя это было), а говорил, что все делают своё дело в силу своих возможностей. Иногда говорил, что „у нас в колхозной бригаде мужики тоже делали всё добротно и своевременно“. Поэтому его иногда у нас звали колхозным бригадиром, и это Иван Семёнович считал нормальным явлением», — писал И. Копылов.
Полёт за полётом Иван Мельников оттачивал своё мастерство и опыт разведчика. До апреля 1944 года полк выполнял разведывательные полёты в интересах различных фронтов. В апреле — мае 1944 года был в подчинении ВВС Московского военного округа. С июня 1944 года и до конца войны находился в составе 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта.
Воздушный разведчик фотографировал и не раз контролировал такие крупные города и железнодорожные узлы, где скапливались большие силы противника и шёл поток грузов, как Киев, Житомир, Шепетовка, Варшава, Краков, Житомир, Сандомир, оборону противника по рекам Днепр, Припять, Висла, промежуточные рубежи и плацдармы. Во время крупных операций он контролировать продвижение группировки вражеских войск.
18 раз подстерегали и атаковали самолёт Мельникова фашисты. Но им не удалось ни сбить, ни ранить отважного разведчика. Каждый раз он отражал удары врага. О злости на него фашистов рассказывали пробоины в самолёте при возвращении на базу.
У одних бойцов фронтовые заслуги исчислялись количеством подбитых танков, уничтоженных солдат противника, отвоёванными населёнными пунктами. За Ивана Мельникова говорили метры отснятой плёнки — 180 фильмов, по которым было смонтировано 380 фотопланшетов и 150 фотосхем, которые стали основой для действий нашей авиации, наземных войск. К 20 января 1945 года он совершил 106 боевых вылетов на дальнюю аэрофоторазведку укреплений, войск, коммуникаций, промышленных и других важных объектов в глубоком тылу врага и на переднем крае.
29 июня 1945 года Президиум Верховного Совета СССР удостоил Ивана Семёновича Мельникова высшей степени отличия. К тому времени за мужество и отвагу он уже был награждён тремя орденами Красного Знамени, орденом Красной звезды.
»…Отличный штурман, владеющий в совершенстве самолётовождением по радиоаппаратуре РПК-10, РПК-2. Летает в сложных метеоусловиях, является мастером воздушной разведки.
При выполнении боевого задания бесстрашен, решителен, смел и инициативен. Производя воздушную разведку в условиях зенитного огня и противодействия истребителей противника, не снижает качества выполнения поставленной перед ним боевой задачи…
За отличное выполнение 106 боевых вылетов на дальнюю аэрофотосъёмку войск, коммуникаций, глубокого тыла немецких захватчиков, проявленные при этом геройство, преданность и мастерство штурмана, за умелую передачу своего опыта пяти молодым лётчикам — достоин присвоения звания Героя Советского Союза», — гласят строки наградного листа Ивана Семёновича.
После окончания Великой Отечественной войны майор Мельников остался в рядах Вооружённых сил. Был отмечен ещё двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды.
В 1960 году он уволился в запас и поселился в Харькове. Работал инженером производственного объединения «Вторцветмет», вёл большую общественную работу и занимался военно-патриотическим воспитанием молодёжи.
В 1981 году он умер, похоронен в Харькове.