За последние три года в России участились случаи поджогов объектов энергетики, сооружений связи и других инфраструктурных объектов. Значительную часть этих противоправных действий, которые классифицируются следствием и судом как диверсии и терроризм, совершили несовершеннолетние.
Преступления, как правило, проходили по одной схеме. Заинтересованные в разрушении или повреждении инфраструктурных объектов лица вербовали исполнителей через соцсети, группы и каналы в мессенджерах. Чаще всего ими становились несовершеннолетние и другие социально незащищённые граждане, в том числе безработные. Исполнителям предлагали небольшое материальное вознаграждение, обычно около 10 тысяч рублей. В некоторых случаях вербовщики использовали угрозы и шантаж.
В большинстве случаев завербованному выдавалось поручение, которое казалось лёгким в исполнении. Следовало найти сообщников, распределить роли, выбрать объект для поджога.
Очевидно, что такие действия уголовно наказуемы. При этом законодательство разделяет два вида правонарушений: уничтожение (повреждение) имущества и диверсию.
В первом случае мы имеем дело с умышленным уничтожением или повреждением имущества путем поджога, что повлекло причинение ущерба от 5 тыс. рублей и наказывается исправительными работами либо в худшем случае лишением свободы до 5 лет (ст. 167 УК РФ). Если же преступление совершено впервые, подсудимый раскаивается и возместит ущерб, можно рассчитывать, что наказание не будет строгим и, скорее всего, будет в виде условного.
Те же деяния, но совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, обернутся лишением свободы уже на срок от 12 до 20 лет. То есть, если завербованная группа подростков распределит роли и совместно совершит поджог по заданию лиц с территории иностранных государств, это уже будет диверсионная группа.
Под финансированием в этом случае понимается предоставление или сбор средств или оказание финансовых услуг с осознанием того, что они необходимы для организации, подготовки или совершения диверсии либо лица в целях её совершения; для организованной группы, незаконного вооружённого формирования, преступного сообщества, созданных или создаваемых для совершения диверсии.
Другими словами, если кто-то из подростков по просьбе друзей в магазине покупает зажигательную смесь и знает, что они планируют совершить, то здесь уже может быть состав преступления — содействие диверсионной группе.
Сотрудники правоохранительных органов отмечают, что у таких преступлений высокая раскрываемость, потому что их расследование ведёт Федеральная служба безопасности. Выявить и задержать группу подростков-поджигателей для неё нетрудно. В настоящее время почти все инфраструктурные объекты оснащены системами наблюдения и сигнализации. Поэтому любые действия фиксируются, а преступников задерживают по горячим следам.
Родителям следует разъяснять детям, что действия, которые кажутся простым хулиганством, могут повлечь серьёзные последствия, в том числе изменить их жизнь, что лёгкие деньги от неизвестных людей в соцсетях, группах и каналах мессенджеров на 100% связаны с незаконной деятельностью, даже если сначала это выглядит безобидно. Ребёнок должен понять, что, если ему стало известно о подготовке подобных поджогов, то об этом нужно срочно сообщить родителям или другим взрослым.