Учёные Державинского университета проводят исследования по разработке методик обучения иностранному языку на основе искусственного интеллекта. Работа осуществляется совместно с коллегами из МГУ имени Ломоносова, Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Национального исследовательского Томского государственного университета. Результатом этого стал специализированный выпуск всероссийского научно-методического журнала «Иностранные языки в школе». В нём в качестве приглашённого научного редактора выступил д. п. н., профессор Державинского университета Павел Сысоев.
— Пандемия послужила катализатором разработке и внедрению в нашу повседневную жизнь новых технологий искусственного интеллекта. На их основе сегодня разрабатывают программы и информационно-коммуникационные технологии, которые можно использовать как в образовании в целом, так и в обучении иностранному языку в частности, — говорит руководитель проекта профессор Державинского Павел Сысоев. — Дидактический потенциал искусственного интеллекта достаточно велик: от разработки индивидуальных траекторий обучения до аналитической работы на основе анализа больших объёмов данных. В центре внимания нашего исследования — методика обучения иноязычному речевому взаимодействию учащихся и студентов и формирование у них фонетических и лексико-грамматических навыков на основе искусственного интеллекта. Это дополнительные возможности в иноязычной практике и отработке языковых навыков, которые получают обучающиеся в добавление к традиционным занятиям по иностранному языку.
Державинский университет представляют учёные и молодые исследователи: д. п. н., профессор Павел Сысоев, д. п. н., профессор Олег Поляков, к. п. н., доцент Максим Евстигнеев, к. п. н., доцент Илона Евстигнеева, к.филол.н., доцент Андрей Прохоров, Виталий Клочихин, Евгений Филатов, Данила Сорокин.
— Работа над проектом проходит уже более года в рамках действующей научной школы Державинского университета по использованию информационных и коммуникационных технологий в обучении иностранному языку, — говорит профессор Олег Поляков. — Отрадно, что наряду с уже признанными учёными, докторами и кандидатами наук, к исследовательской работе привлекаются молодые исследователи — наши аспиранты и студенты. На мой взгляд, это отличный пример преемственности поколений в научной работе, когда доктора и кандидаты наук выступают научными наставниками и погружают талантливую молодёжь в науку.
Издание специализированного тематического выпуска журнала «Иностранные языки в школе» позволяет разносторонне подойти к обсуждаемой теме и наметить перспективы для дальнейших исследований.
— В студенческие годы трудно было представить написание курсовой или дипломной работы без обращения к журналу «Иностранные языки в школе» (ИЯШ), — говорит доцент Андрей Прохоров. — И сейчас ИЯШ сохраняет статус журнала-флагмана в области преподавания иностранных языков. Подтверждением этому является этот спецвыпуск, посвящённый одной из наиболее актуальных тем — технологиям искусственного интеллекта применительно к методике преподавания иностранных языков.
Для студентов направлений подготовки «Педагогическое образование» (профиль: «Английский язык») и «Лингвистика» (профиль: «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур») — будущих учителей иностранных языков — прошла презентация спецвыпуска. Выступили учёные и молодые исследователи, принявшие участие в создании тематического выпуска журнала «Иностранные языки в школе». Как приглашённый гость на презентации выступила д. филол.н., профессор Екатерина Зверева. Профессор расширила представление студентов о дидактическом потенциале искусственного интеллекта и обратила внимание на необходимость развития новых умений продуктивно использовать новые инновационные технологии для решения учебных и профессиональных задач.